Физическое развитие ребенка до 1 года

«Между мной и годовалым меньше разницы, чем между годовалым и новорожденным», — писал классик. Никогда больше ваш ребенок не будет учиться с такой скоростью, как в первый год жизни. Цените каждый день вашего малыша, даже если вам кажется, что этот день трудный, радуйтесь каждому его успеху. И никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми или с нормами развития. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад. А ниже мы приведем всего лишь очень приблизительную схему развития ребенка. Итак, чему и когда научится ваш малыш.

развитие ребенка до года

Новорожденный

У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”: если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать сосательные движения; “хватательный”: если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

Также новорожденный беспорядочно сгибает ручки и ножки, смотрит на источник света, фиксирует взгляд на лице взрослого, вздрагивает или моргает при резком звуке, вместе с криком издает другие звуки: кряхтенье, ворчанье.

Первый месяц

Ребенок лежит на спине симметрично, удерживает голову по средней линии тела.

Лежа на животе, кратковременно удерживает поднятую голову.

Поддерживаемый под грудь, кратковременно удерживает голову прямо.

Захватывает предмет, который касается ладони.

Пытается следить за медленно перемещающимся предметом.

Устойчиво фиксирует взгляд на лице взрослого.

Прислушивается к голосу взрослого.

Издает короткие звуки – «гукает».

Второй месяц

Лежа на животе, малыш приподнимает голову на 45 градусов и кратковременно удерживает ее.

При поддержке за грудь устойчиво удерживает голову прямо.

Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают предметы.

Рассматривает крупные яркие предметы.

Переводит взгляд на появившийся в поле зрения предмет.

Рассматривает предметы в комнате.

Смотрит на свои руки.

Поворачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается.

Успокаивается, слыша колыбельную.

Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, сосредоточенно его сосет.

Произносит гласные звуки, в сочетании с согласным «г» — агукает.

Третий месяц

Лежа на животе, младенец приподнимает голову на 45 градусов и удерживает ее устойчиво.

Трясет погремушкой, вложенной в руку.

Тянется к увиденному предмету раскрытыми ладонями. Предмет, находящийся в руке, тянет в рот. Рассматривает предмет в руке.

Наблюдая за движущимся предметом, поворачивает глаза и голову.

Поворачивает голову к источнику звука.

Ладони разжимаются из кулачков.

Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.

Комплекс оживления: двигает ручками, ножками, издает звуки, когда к нему обращается взрослый. Улыбается, смеется.

Крик становится интонационно выразительным: выражает протест или недовольство.

Предречевые вокализации: гуканье – короткие тихие звуки, гуление – продолжительные, певучие, вскрики – короткие звуки с эмоциональной окраской.

Четвертый месяц

Когда тянут за ручки, ребенок пытается присесть.

Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок, а затем на живот.

Лежа на спине, поднимает голову на 45-90 градусов. Грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне плеч или впереди.

С поддержкой за поясницу удерживает голову прямо.

Лежа на спине, тянется к увиденному предмету одной рукой и хватает его.

Водит пальцами по поверхности игрушки.

Лежа на животе, опирается на одну руку, другой тянется к игрушке.

Рассматривает окружение на улице.

Смотрит на свое отражение в зеркале.

Внимательно смотрит на объект, издающий звук. Отчетливо находит глазами источник звука.

Издает протяжные гласноподобные звуки – истинное гуление.

Громко смеется, визжит от восторга.

Улыбается, когда видит маму, узнает ее. Обменивается со взрослыми улыбками, реагирует звуками, выражением лица.

ребенок тянется к игрушке

Пятый месяц

Лежа на животе, кроха опирается на вытянутые раскрытые руки, приподнимает грудь.

Сидит, если посадить с опорой под спину. Поворачивает голову в сторону.

Лежа на животе, держит в одной руке игрушку, другой тянется ко второй игрушке и захватывает ее.

Сосет пальцы на ногах.

Перекладывает игрушку из руки в руку.

Рассматривает то один, то другой предмет, который держит в руках.

Выбирает взглядом любимую игрушку.

В новом месте осматривается, может испугаться.

Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам.

Отворачивается, плачет, пытаясь избежать неприятного ему события.

Требует продолжения интересного занятия, ищет зрительного контакта, подает голос, хнычет.

Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.

Улыбается своему отражению в зеркале.

Тянется к знакомому человеку, протягивает ручки.

Смеется, когда щекочут.

Активно гулит. Произносит согласные звуки (д, б, л, м)

Шестой месяц

Лежа на животе, опирается на предплечья, одной рукой может тянуться за игрушкой.

Лежа на животе, поворачивается по кругу, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки (самолетик).

Пытается ползти на животе.

Из положения на животе, переваливается набок, разгибая туловище.

Сидит с легкой поддержкой. Может наклониться вперед, в стороны, но легко теряет равновесия.

Пытается взять мелкий предмет всеми пальцами.

Различает своих и чужих.

В положении сидя поворачивается к источнику звука.

Реагирует на слова «иди ко мне», подкрепленную жестом, тянет руки.

Произносит серии одинаковых слогов. В лепете начинает проявляться интонация, характерная для родного языка.

Бросает игрушки, смотрит, как они падают.

Седьмой месяц

Ребенок становится более подвижным.

Совершенствуется умение сидеть. Сидит без поддержки, может заниматься игрушками.

Встает на четвереньки из положения на животе

Переворачивается с живота на спину.

Стоит с поддержкой за грудь, может сгибать и разгибать ноги.

Поднимает предмет двумя руками.

Берет увиденный мелкий предмет 3-4 пальцами (щепотью).

Отталкивает рукой мяч.

Ощупывает лицо взрослого.

Обращает внимание на мелкие предметы. Интересуется предметом, производящим звук.

Комплекс оживления угасает. Развивается подражание и активное манипулирование предметом. Играет с взрослым «в прятки» (взрослый прячется за простынку, а потом находится).

Переходит к активному лепету. Копирует интонацию, пытается воспроизводить услышанные новые звуки и слоги. Ведет лепетный диалог со взрослыми.

Поворачивает в нужную сторону голову при вопросах: «где мама?», «где папа?». Знает свое имя.

Действия приобретают целенаправленный характер: пытает достать предмет, длительное разнообразное манипулирование игрушкой.

ребенок сидит

Восьмой месяц

Малыш проявляет повышенный интерес ко всему.

Любит играться сидя, но иногда “заваливается” на бочок.

С живота переворачивается на бок, опираясь на предплечье, при этом может свободно поворачивать голову назад.

Ползает на четвереньках. Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет.

Садится из положения на четвереньках. Сидя без опоры поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. Не падает, когда тянется в сторону.

Встает, держась за опору. Стоит, держась за опору, переступает с ноги на ногу. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой.

Стучит предметом о предмет, трясет, ощупывает, бьет им по чему-нибудь, рассматривает.

Хлопает в ладоши.

Берет предмет двумя пальцами: большим и боковой поверхностью указательного пальца (неточный пинцетный захват).

Следит за игрой в мяч.

Имитирует игру в «ладушки», играет в прятки, в «ку-ку» (пряча лицо в ладошки).

Подражает интонации говорящего. Модулированный лепет. Звуки начинают приближаться к звукам родного языка. Может произнести свое первое слово.

Понимает несколько жестов: указательный, до свидания, иди ко мне, нельзя.

ребенок ползает на четвереньках

Девятый месяц

Кроха уже переворачивается с живота на спину.

Сидя без поддержки не падает, когда тянется в сторону. Встает на четвереньки из положения сидя.

Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. Присаживается и наклоняется, держась за опору.

Одной рукой держит игрушку, а другой с ней играет. Разъединяет предметы (кольцо – стержень).

Может листать толстые страницы картонной книжки.

Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.

Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Поворачиваясь, находит источник звука даже за спиной.

Замирает, когда говорят «нельзя» или «подожди».

Активно лепечет, очень хорошо подражает интонации взрослого собеседника. Выражает настроение интонациями. Произносит серии одинаковых слогов.

Машет ручкой «до свидания».

Использует указательный жест для выражения просьбы. Развивается система дословесных форм общения (вокализации, мимика, жесты, взгляды).

Понимает указательный, запретительный жесты.

Играет в «ладушки», кивает головой «да», «нет».

Тащит в рот сухарик, мусолит его. Ест полутвердую пищу (бананы, хлеб, печенье), жует.

Протягивает ручки и ножки, когда его одевают.

Может начать передвигаться вдоль мебели.

Десятый месяц

Ребенок стоит, придерживаясь одной рукой. Переступает боком вдоль мебели.

Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель.

Рассматривает мелкие узоры, картинки, фотографии, мелкие предметы с четким контуром. Наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом.

Двигается под музыку.

Смотрит (показывает) на членов семьи, знакомые предметы, части тела, которые называют.

Поворачивается, когда его зовут.

Свое настроение выражает изменением голоса. Подражает выражению лица взрослого. Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые умеет произносить. Проявляет удовольствие, когда его хвалят.

Специально бросает предметы, чтобы их поднимали.

Открывает ящики и исследует их содержимое. Любит помещать предметы друг в друга.

Достает предметы из коробки. Пользуется указательным жестом. Долго наблюдает за бытовыми действиями взрослых. Находит спрятанную игрушку под покрывалом, если ее прячут у него на глазах.

Берет пищу пальцами и отправляет в рот.

Реагирует на потребности в туалете беспокойством или голосом.

Одиннадцатый месяц

Малыш стоит без опоры несколько секунд.

Бросает предметы в игре.

Подражает увиденным действиям взрослого.

Выполняет знакомое действие с предметом по словесной просьбе, без подсказки жестом или взглядом (покачай куклу, покатай машину).

Использует более двух жестов («ладушки», «до свидания», «вот какой большой»).

Повторяет за взрослым одно- или двусложные слова.

Кладет предмет в коробочку и смотрит в нее.

Откусывает кусочек от яблока, жует.

Показывает, что хочет в туалет.

Произносить первые слова: «мама», «папа».

Двенадцатый месяц

ребенок учится ходить

Ребенок уже ходит самостоятельно, широко расставив ноги.

Присаживается на корточки и играет в этой позе.

Пытается рисовать каракули.

Обходит препятствия при ходьбе.

Кивает головой в знак согласия.

Говорит на своем языке – произносит много слогов и сочетаний, напоминающих слова.

Вытягивает за веревочку спрятанный предмет.

Показывает 3-5 частей тела у игрушки (носик, глазки, ушки и т.д.)

Выполняет простые просьбы (что-то знакомое найти, принести).

Снимает шапку, стягивает носки.

Собирает пирамиду, строит башню из 2-3 кубиков.

Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.

Начинает капризничать.

Резко реагирует на уход родителей, мамы  в особенности.

Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.

Начинает проявлять чувство юмора.

Откусывает, жует твердую пищу.

Пользуется ложкой и чашкой.

Понимает многое из того, что ему говорят.

Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.

Узнает животных на картинках.

Проявляет самостоятельность.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *