Сказка: туда и обратно (о сказкотерапии)

В детстве ребенок живет в мире сказок, мифов и преданий. Песни мамы у колыбели. Рассказы о волшебном тридевятом царстве. Мифы о подвигах славного Геракла, путешествиях Одиссея… Сказки так плотно взаимодействуют с сознанием ребенка, что наложенный ими отпечаток сохраняется в течение всей жизни человека.

Детская и взрослая сказкотерапия

Неудивительно, что психологи в поисках методов исцеления души пришли к сказке. Так возникло целое направление в практической психологии – сказкотерапия.

Сказкотерапия для детей

Сказкотерапия для детей

Психологи используют сказку для многих целей, среди которых воспитание, развитие личности, коррекция поведения. Причем это направление не имеет возрастных ограничений, и применяется для как для работы со взрослыми, так и для работы с детьми. Последнее очень важно, ведь для детской психологии есть не так уж и много методов воздействия. А сказка – является самым простым и безобидным способом разрешить какую-то проблему, чему-то научить ребенка или показать, как правильно поступать в той или иной ситуации.

Кроме того, сказочные метафоры предоставляют собой тот универсальный язык, который помогает донести до ребенка нужную информацию. С помощью сказки можно научить ребенка думать, решать проблемы, развивать воображение, накапливать опыт.

Влияние сказки на психику ребенка трудно переоценить: малыш успокаивается, становится более рассудительным, мудрым.

Сказка, как бесценный кладезь  духовных и жизненных знаний, прекрасно используется и в психологическом лечении взрослых.

Сказкотерапия для взрослых

Не каждый человек может открыто рассказать психологу о своих проблемах. Сделать это с помощью сказки намного проще. Психологу сказка помогает очень тонко подключиться к клиенту, раскрыть его личность, снять напряжение. Атмосфера волшебства позволяет выйти за рамки и ограничения и дать человеку больше возможностей для самовыражения. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

Психолог-сказкотерапевт вовлекает клиента в процесс выстраивания мостика между сказкой и реальной жизнью. А это является способом воспринять и применить на практике мудрость, скрытую в сказке. У человека появляется возможность увидеть и почувствовать красоту и гармонию сказочного мира, которою можно легко перенести в свою душу и жизнь.

Сказкотерапия для взрослых

Сказочная песочная терапия

Одним из популярных направлений сказкотерапии сегодня является сказочная песочная терапия. Этот метод дает возможность психологического развития личности, коррекции поведения и может быть успешно использоваться не только в психологии, но и в педагогике.  Песочная терапия позволяет работать с клиентами  разных возрастных групп.

В сказочной песочной терапии есть один момент, который нельзя недооценить: человек может произвести необходимые перемены прямо здесь и сейчас, увидеть ситуацию со стороны, что практически невозможно сделать в реальной жизни. Эти переживания в психологическом плане очень важны, ведь человек может смоделировать свое будущее, пусть сначала здесь, в «песочнице». Но зная направление своего движения, уже не так сложно решать проблему в реальности.

Сказкотерапевт должен уметь сочинять сказки и моделировать развитие сюжета в нужном направлении.

Большая роль в создании теории сказкотерапии принадлежит психологу из Санкт-Петербурга Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой. Она систематизировала наработанный материал и разделила все психотерапевтические сказки на несколько видов.

Сказочная песочная терапия

Виды терапевтических сказок

  • Дидактические сказки – это обучающие сказки, их цель – рассказать детям о новых понятиях и заложить основу знаний. В дидактических сказках могут одушевляться овощи, предметы, буквы для того, чтобы поведать о растениях, животных, правилах поведения и т.д.
  • Народные сказки содержат бесценный опыт человечества, накопленный веками. В народных сказках содержатся нравственные и эстетические принципы, понятия долга, совести, чести, любви, доброте, взаимовыручки, поэтому народные сказки всегда использовались и используются в педагогических целях.
  • Диагностические сказки показывают, что тревожит человека, что ему интересно, какие модели поведения ему близки. В качестве диагностической сказки может выступать любая придуманная клиентом сказка. Попробуйте сочинить со своим ребенком сказку, и вы узнаете его тайные мысли и желания.
  • Профилактические сказки помогают сформировать базу поведенческих схем для различных ситуаций, развивают личность ребенка, закладывая морально-нравственную основу.
  • Лечебно-психологические сказки описывают события похожие на те, что происходят с ребенком.  Такие сказки помогают ребенку взглянуть на себя как бы со стороны и осознать свою позицию. В результате в реальной жизни он чувствует себя намного увереннее, и стремится, как и главный герой сказки, побеждать свои страхи и находить выход из любой трудной ситуации.
  • Медитативные сказки создают положительное эмоциональное состояние, снимают усталость, возбуждение. Такие сказки рассказываются ребенку, например, перед сном. Отличительная особенность этих сказок – отсутствие злых героев и конфликтов.

В заключение отметим, что сказки помогают найти общий язык между взрослым и ребенком. Поэтому если вы хотите что-то донести до ребенка или чему-то научить – расскажите ему сказку!

Ссылка на основную публикацию